О чем речь? Черты характера ребенка формируются с раннего детства. И хотя многие из них заметны с пеленок, не всегда можно сказать, каким будет человек, когда вырастет. Многие родители радуются или, наоборот, огорчаются, видя какие-то особенности натуры у своего малыша, но при этом не думают, что в дальнейшем они могут сыграть большую роль в его жизни.
На что обратить внимание? То, что нам кажется положительной чертой натуры ребенка, взрослому человеку может принести множество проблем. Негативные качества могут тоже оказаться не такими уж плохими (например, настойчивость и целеустремленность, которые приносят немало головной боли родителям). Важно разбираться в типах характеров и отличительных чертах, чтобы воспитать гармоничную личность и направить усилия на поддержку сильных сторон и устранение слабых.
- Как формируются черты характера ребенка
- Основные черты характера ребенка
- Типы характера ребенка и их черты
- Классификация характера ребенка
- Скачайте бесплатно гайд «Как выбрать колледж, если вы не знаете, кем хотите быть?» Бесплатно от EduNetwork
Как формируются черты характера ребенка
После рождения ребенка главной задачей родителей становится воспитание его гармоничной и успешной личностью. При этом нужно учитывать, что особенности характера будут оказывать на судьбу и жизненный путь малыша непосредственное влияние. Очень часто мама и папа стараются сделать так, чтобы дитя отвечало их желаниям и требованиям, пытаясь изменить его нрав.
Каждый родитель хочет, чтобы дети слушались, не доставляли много хлопот, были воспитанными и не хулиганили. Чаще всего под исправление попадают такие черты характера, как жадность, склонность к вранью, лень и замкнутость. Если говорить про положительные стороны, то развиваются, как правило, щедрость, инициативность, целеустремленность, умение добиваться поставленных задач, доброта.
Характер представляет собой совокупность психических особенностей ребенка (черт характера). Причем особенно ярко они проявляются именно в детском возрасте, в эмоциональном поведении и поступках малыша.
Каждый тип характера базируется на свойствах, связанных с особенностями организма, эмоциями и потребностями, данными человеку от природы. Так, некоторые люди открыты для окружающих, другие — погружены в себя, третьи — внутренне напряжены и не доверяют миру. Далее вокруг основных свойств происходит формирование других черт. Например, человек, который внутренне напряжен, основательно подходит к работе, при этом отличается ревнивостью и обидчивостью.
Что касается формирования характера ребенка, то на данный процесс оказывают влияние такие обстоятельства, как семейное воспитание, то есть пример родителей, наследственность и общение с окружающими (в школе, в детском саду). Как только малыш рождается, запускается процесс образования характерных черт, которые будут изменяться в зависимости от окружения.
Самыми значимыми людьми в жизни ребенка на первых этапах его жизни являются мама и папа, поэтому он наблюдает за ними и позже начинает копировать их модель поведения.
Не стоит удивляться тому, что малыш проявляет агрессию, если все вопросы дома мама и папа привыкли решать с помощью крика. Как гласит народная мудрость, яблоко от яблони недалеко падает, все положительные или отрицательные черты характера берутся из семьи.
Чтобы человек вел себя определенным образом, когда вырастет, необходимо уделить внимание воспитанию в нем гармоничной личности с раннего возраста, исправляя недостатки натуры, которые являются следствием влияния окружающей среды. Дошкольники (4-5 лет) трепетно относятся к тому, что говорят им родители, поэтому для формирования положительных черт следует говорить с ними о том, как нужно проявлять себя в той или иной ситуации.
Если у взрослого человека личностная картина складывается из житейской мудрости и темперамента, то у детей в силу отсутствия жизненного опыта только из психотипа. Когда говорят «дурная натура», то имеется в виду темперамент, который не может быть ни плохим, ни хорошим, поскольку он имеет как отрицательные, так и положительные черты. Зная их, понять человека и найти к нему подход гораздо проще. Что касается воспитания, то в данном процессе понимание и доверие между детьми и родителями особенно важно.
Таким образом, залогом правильного воспитания является верное определение типа неизменяемой части личности.
Основные черты характера ребенка
Черты характера, которыми может обладать ребенок:
- По отношению к себе: скромность, чувство собственного достоинства либо заносчивость, тщеславие, самомнение, застенчивость, обидчивость, эгоизм.
- В отношениях с людьми: отзывчивость, общительность, уважительность либо черствость, замкнутость, грубость и бездушность.
- По отношение к труду: добросовестность, трудолюбие, склонность к творчеству, ответственность, настойчивость, инициативность либо недобросовестность, склонность к однообразной работе, лень, пассивность, безответственность.
- По отношению к окружающим предметам: бережливость, аккуратность или небрежность и неряшливость.
Если говорить о способностях, то это индивидуально-психологические особенности, которые помогают ребенку приобретать умения, знания, навыки и успешно заниматься различными видами деятельности. Нужно отметить, что каждый малыш обладает определенными задатками (предрасположенностями), которые являются врожденными. Однако чтобы они превратились в способности, их необходимо развивать.
Типы характера ребенка и их черты
Разделение по типам характера до сих пор вызывает споры между учеными и педагогами в отличие от градации темперамента.
Сенситивный тип
В данном случае ребенок является слишком эмоциональным и чувствительным. Низкая самооценка, дополненная завышенными требованиями к себе, приводит к тому, что малыш боится сделать что-то не так. Кроме того, даже значительные неудачи или ошибки он воспринимает как трагедию. Это чаще всего очень стеснительные дети, которые боятся заводить любые отношения и очень тяжело переносят критику в свой адрес.
С особо чувствительными детьми нужно обращаться тактично, без криков и ругани. Малышу достаточно посмотреть на лицо мамы или папы, и он на интуитивном уровне понимает его настроение. В данном случае родителям стоит повышать самооценку ребенка и воспитывать чувство собственного достоинства. Главное, донести до своего чада, что все люди ошибаются, всегда можно найти выход из ситуации и не стоит опускать руки.
Активный тип
Это общительные любопытные дети, которые ни секунды не сидят на месте. Такого ребенка невозможно удержать. Если оставить малыша всего на пару минут, он всегда найдет себе новое занятие, игру, причем нередко она бывает опасной для жизни. Ответной реакцией чада на наказание чаще всего является озлобленность, угрозы и истерики.
В этом случае задача родителей — увлечь ребенка каким-то полезным делом, причем за успехом обязательно должна следовать похвала.
Необходимо с раннего детства контролировать энергию ребенка и направлять ее в полезное русло. Кроме того, следует воспитывать в малыше ответственность за то, что он делает. Выбрав такой подход, родители обязательно порадуются результату в будущем, поскольку активные, целеустремленные дети, контролирующие свое поведение, добиваются в жизни многого.
Коммуникативный тип
Такие дети очень похожи на тех, что обладают активным типом характера. Главное для них — действия и поступки, а уже потом эмоции. Такому ребенку неинтересно быть главным и командовать, он лучше будет искать то, что ему незнакомо, что можно исследовать. Он любит все новое, будь то игрушки или знакомства.
Как правило, подобные дети не доводят до конца ни одного дела, хотя берутся за многие. Они не могут жить по расписанию и не приемлют распорядка дня. Родителям следует развивать такие черты характера, как терпение и усидчивость. Во время занятий необходимо чаще делать перерывы, придумывать новые дела, интересные малышу.
Рецептивный тип
Это любимчики воспитателей и учителей. Кроме того, поведением таких детей гордятся родители. Их не нужно долго будить, они легко просыпаются и идут в школу с удовольствием. Им не надо напоминать почистить зубы и умыться. Рецептивным малышам нравится выполнять указания взрослых и жить по расписанию. Они очень чуткие, способные улавливать эмоции окружающих, сочувствовать и переживать, однако совершенно безынициативные.
Как только в жизни такого ребенка возникает ситуация, в которой нужно принимать незамедлительное решение, он сразу же прекращает любые действия и теряется. Родителям в таком случае необходимо как можно раньше заняться развитием его самостоятельности, предоставить возможность выбирать подарок, фильм, который бы он посмотрел, доверить оплачивать мелкие покупки в магазине.
Классификация характера ребенка
На сегодняшний день существует огромное количество классификаций характера. Однако особый интерес представляют те, которые возникли в пограничной области на стыке психиатрии и психологии. В них содержится опыт ученых-клиницистов, которые работали с людьми, изучали их биографию, поведение, разговаривали с родственниками и помогали в решении различных проблем и выходе из трудных жизненных ситуаций.
Так, по мнению психолога Ю. Гиппенрейтер, все детские характеры можно разделить на 8 основных типов:
Гипертимы
Это подвижный, общительный, свободолюбивый, самостоятельный и обладающий большой жизненной энергией ребенок. Такого принято называть душой компании. Кроме того, он неисправимый энтузиаст, иногда вспыльчивый, но отходчивый.
Положительные черты характера ребенка-гипертима: инициативность, энергичность, открытость, предприимчивость, гибкость в общении. Кроме того, окружающим очень просто и приятно с ним общаться.
Отрицательные качества: ненадежность, часто меняющиеся интересы, нетерпеливость, дополненная переменчивостью, нередко бестактность и авантюризм. Родителям необходимо помочь ребенку в организации времени, однако это нужно делать тактично, чтобы не ущемить его свободолюбия.
Таким детям необходимы совместные занятия с родителями, которые будут направлять их предприимчивость и активность в нужное русло (так сказать, мирное). Лучший вариант для ребенка — когда рядом взрослый с таким же типом характера.
Интроверты
Дети с интровертированным типом характера являются замкнутыми и закрытыми от внешнего мира. Они всегда в себе, им сложно налаживать контакт с социумом, а некоторые и вовсе не умеют общаться. Для таких малышей их мысли и внутренний мир гораздо важнее всего остального. Им сложно понять настроение и чувства других людей из-за низкого социального интеллекта.
К плюсам этого типа характера стоит отнести упорядоченность во всем и богатый внутренний мир. Нередко именно из таких детей вырастают философы, писатели, ученые и другие незаурядные и интеллектуальные личности.
Слабые стороны характера: бескомпромиссность, излишняя строгость и принципиальность, отсутствие понимания других людей и гибкости. Таким детям необходимо помогать в налаживании социальных связей и контактов со сверстниками. В данном случае родителям придется (в зависимости от ситуации) становиться посредниками, организовывать мероприятия, где ребенок сможет общаться с другими детьми.
Напряженные
Это дети, обладающие от природы колоссальной энергией и силой. Для них на первом месте стоит личный успех. Им характерны замедленные психические процессы, поэтому очень часто малыши вязнут в определенных эмоциях, мыслях, переживаниях, из-за чего их можно назвать «застревающими». Как правило, такие личности тщательно обдумывают свои мысли, стараясь не упустить никакой мелочи.
Среди людей с таким типом характера часто встречаются политики, бизнесмены, которые добились успеха в своей деятельности. Этот темперамент можно считать основательным и серьезным, его носители, как правило, трудолюбивы, серьезны, требовательны, причем не только по отношению к другим, но и к себе. У индивидов отлично получается налаживать бытовые вопросы и вести хозяйство.
К списку отрицательных черт характера ребенка стоит отнести накапливание отрицательных эмоций с их последующим эмоциональным выплескиванием, что бывает похоже на взрыв. При этом им необходимо много времени, чтобы «отойти». Могут натворить «дел» и исчезнуть, это у них хорошо получается.
В худшем случае из ребенка с таким характером может вырасти эгоистичный человек, который любит плести интриги, карьерист, не останавливающийся ни перед чем. Если говорить о детском возрасте, то могут наблюдаться склонности к систематическому издевательству над другими детьми в школе или во дворе (буллингу).
Родителям, воспитывающим такого ребенка, необходимо давать ему возможность выделиться, а для этого нужно найти какое-то занятие, которое позволит ему это сделать. Это может быть какой-либо вид спорта, но только не групповой, а индивидуальный. Таких детей следует учить заботиться о других, понимать и учитывать чувства окружающих, а также сочувствовать другим, поскольку природа не заложила в них эти качества.
Задача родителей — научить свое чадо управлять эмоциями, аффектами, контролировать их, а разряжаться приемлемо для социума. Нужно быть твердыми с такими детьми, но при этом спокойными, то есть мама и папа не должны менять решения и поддаваться провокациям. Главной ошибкой, которую допускают некоторые отцы и матери в воспитании малыша с таким типом характера, — противоборство с ним. Делать этого категорически не стоит, иначе может стать еще хуже.
Астенические (тревожные)
Такие дети являются полной противоположностью напряженным. Они обладают повышенной чувствительностью, плохо переносят стрессовые ситуации, остро переживают высокие нагрузки и не приспособлены к ним. Лидерами им никогда не стать. Им очень важно, что о них думают окружающие люди. Малыши никогда не будут рисковать. Кроме того, в некоторых обстоятельствах могут проявить неловкость и нерешительность.
Преимущества этого типа характера: верность, отзывчивость, эмоциональность в хорошем ее проявлении. Таким детям просто необходима поддержка взрослых и их участие, а также щадящий режим и одобрение.
Если ребенок с тревожным типом характера плохо себя ведет, значит, ему не хватает родительского внимания. В данном случае точно не стоит наказывать его или унижать, поскольку для таких детей это очень болезненно. Лучшим выходом из ситуации является похвала.
Демонстративные
Это очень яркие от природы люди, многие из них обладают артистическими способностями. Для них важно быть в центре внимания, любят играть на публику. Очень эгоцентричные, обладающие яркой речью, мимикой и внешностью личности.
К минусам этого типа характера стоит отнести непостоянство, завышенную самооценку, тягу ко лжи, постоянным выдумкам, а также склонность к манипулированию окружающими. В худшем случае из детей с таким темпераментом вырастают авантюристы типа Остапа Бендера.
Положительные качества: общительность, живость, отклик на все, что происходит вокруг. Таким характером обладают яркие личности, которые могут разрядить атмосферу в любой компании. Детей с таким нравом нельзя слишком много хвалить, чтобы не подумали, что весь мир крутится вокруг них. Похвала должна быть только за что-то конкретное. Однако и игнорировать ребенка тоже нельзя.
Обладая склонностью к манипулированию, ребенок с демонстративным типом характера будет пытаться вить веревки из родителей, это нужно учитывать. Тут главное — не идти на уступки, когда малыш будет плакать, кричать, скандалить, шантажировать и т. д.
Нужно учить его считаться с чувствами и интересами других людей. Необходимо дать понять малышу, что вы его слышите и видите, однако уступать ему не намерены, если не считаете нужным или он требует своего не должным образом. Важно в таких ситуациях сохранять твердость и спокойствие.
Люди настроения (эмоционально подвижные)
Это очень эмоциональные люди, у которых от природы часто меняется настроение, что влияет на их здоровье, мировоззрение, работоспособность, аппетит, то есть практически на все аспекты жизни. При этом они очень отзывчивые, ранимые, тонкие, эмоционально теплые.
Людей с этим типом характера отличает преданность, верность, открытость. Они очень привязчивые, любящие и ради близкого человека даже готовы пожертвовать своими интересами.
Отрицательные черты характера ребенка: плохо переносит недоброжелательную атмосферу, критику, так же быстро «гаснет», как и увлекается. Для таких детей разрыв эмоциональных связей является трагедией, которую они очень сильно переживают. Время от времени они страдают самоедством. Малыш с таким типом характера глубоко и сильно переживает, однако делает он это «про себя», а не публично (как демонстративный).
В доме с такими детьми должна быть доброжелательная атмосфера. С ними нужно дружить, поддерживать, помогать (если это нужно) и не огорчать. Ни в коем случае нельзя допускать конфликтов в семье. Им очень важна дружба. Хорошо, если у малыша есть домашнее животное, которое он считает другом. Для того чтобы воспитать из такого ребенка гармоничную личность, необходима мягкость, эмоциональное тепло и забота.
Неустойчивые
Главное в жизни таких людей — получение удовольствия. Однако, в отличие от гипертимов, у них нет дара общения и жизненной энергии. Они не любят жить по правилам, нет моральных норм, часто имеются вредные привычки, отсутствуют серьезные интересы. Из детей с таким типом характера нередко вырастают правонарушители.
Положительные черты: терпимость к другим и легкое отношение к жизни. Чаще всего формирование такого типа характера происходит в семьях, где дети растут сами по себе.
Хотя возможен и другой вариант, где присутствует гиперопека со стороны родителей. В этом случае за ребенка все решают мама и папа, его изолируют от всех жизненных проблем и забот. Здесь нужно помнить о том, что воспитание должно быть адекватным.
Конформные («как все»)
Это люди, которые стараются жить таким образом, чтобы не выделяться среди других, то есть хотят быть стандартными. Носители этого типа характера консервативны, стараются избегать любых перемен, даже если они необходимы. Не имеют личных убеждений и стараются адаптироваться к окружающим их людям и обстоятельствам.
Положительные черты характера: уравновешенность, заботливость, удовлетворенность всем. Именно благодаря таким людям поддерживается стабильность и порядок в обществе, а также передаются традиции. Родителям в процессе воспитания детей с подобным нравом особое внимание следует уделить их культурному и интеллектуальному развитию.
Нужно понимать, что чистых представителей того или иного типа характера в жизни встретить очень сложно. В каждом человеке могут сочетаться черты разных темпераментов, и это нормально. Следует учитывать, какие из них выражены больше и как проявляются. Однако, воспитывая ребенка, учитывать нужно их все, при этом от негативных надо избавляться, а положительные развивать.