Как поддержать человека перед экзаменом: что делать учителям и родителям
Как поддержать человека перед экзаменом? Для подростков любая аттестация – сложный период, поэтому подбадривать лучше начать заранее, примерно за 1-2 недели. В это время родителям нужно обеспечить ученику правильное питание, режим дня, умеренные физические нагрузки.
На что обратить внимание? В день перед экзаменом многое зависит от самого подростка. Кому-то нужны слова ободрения и поднятие боевого духа, другим, наоборот, необходимо снять тревогу и успокоиться. В любом случае не стоит сравнивать ученика с другими и оставлять один на один со страхами.
- Поддержка за несколько недель перед экзаменом
- Как поддержать человека перед экзаменом
- Как педагогу поддержать учеников перед экзаменом
- Простое упражнение для снятия стресса перед экзаменом
- Часто задаваемые вопросы о поддержке человека перед экзаменом
- Скачайте бесплатно гайд «Как выбрать колледж, если вы не знаете, кем хотите быть?» Бесплатно от EduNetwork
Поддержка за несколько недель перед экзаменом
Избегайте давления
Не стоит усугублять ситуацию для ребёнка, говоря ему снова и снова о значимости предстоящего события и ответственности за его исход. Наилучший подход – поступать прямо противоположно. Даже если экзамен будет выдержан ниже ожидаемого уровня, это не станет концом света. Подчёркивайте эту мысль как можно чаще.
Создайте резервный план
Соберите семейный совет для генерации 5-10 альтернативных путей на случай, если результаты ЕГЭ будут неудовлетворительными. К примеру, если приоритетом является бесплатное образование, обсудите вероятность поступления по целевому направлению.
Во время мозгового штурма ребёнок, вероятно, откроет для себя новые перспективы, которые ранее не рассматривал. В конечном итоге, это снизит стресс перед экзаменом. Как известно, спокойствие увеличивает вероятность достижения успеха как минимум на 50 %.
Умеренно распределяйте нагрузку
В последние дни перед экзаменом даже те, кто раньше не особо напрягался, стремятся наверстать упущенное. Детям приходится проводить долгие часы за учебниками, особенно старательным и ответственным. Важно контролировать, чтобы учебная нагрузка оставалась в пределах разумного.
Лучше не выходить за пределы привычного уровня. Если ребёнок обычно занимается по пять часов в день и чувствует себя хорошо, пусть продолжает в том же духе. Если раньше учился по два часа, можно увеличить до четырёх, но не до четырнадцати. Перенапряжение может привести к нервным срывам, что вполне обычно.
Уберите резкие изменения и стрессовые ситуации
Как поддержать человека перед экзаменом ЕГЭ. Постарайтесь сделать всё для того, чтобы защитить подростка от внезапных перемен в привычной жизни и тревожных известий.
Конечно, никто не может быть застрахован от форс-мажорных обстоятельств, но последние недели перед экзаменом точно не подходят для неожиданных ремонтов, внезапного приезда родственников из другого города или новостей об отмене долгожданной поездки на лето. Также рекомендуется минимизировать просмотр новостных программ.
Обеспечьте правильное питание
Во время активной умственной работы крайне важно поддерживать сбалансированное и регулярное питание. Убедитесь, что ребёнок не пропускает приёмы пищи. Добавьте в меню рыбу, орехи, ягоды (например, виноград или клюкву), цитрусовые фрукты и шоколад.
Рыба изобилует ценными жирами, орехи содержат растительный белок и множество витаминов, шоколад стимулирует функции мозга, а витамин С повышает производительность. При этом стоит уменьшить употребление крепкого кофе и чая.
Организовывайте прогулки
Наилучший вариант – делать это каждый день, особенно в парке. Свежий воздух и физическая активность, как и правильное питание, способствуют улучшению учебных результатов и помогают справляться с высоким уровнем умственной нагрузки.
Во время прогулки кровь насыщается кислородом, а мысли очищаются от тревоги по поводу предстоящих экзаменов. Более того, в процессе спокойной ходьбы и наблюдения за природой мозг на подсознательном уровне обрабатывает полученные знания и систематизирует их.
Радуйте каждый день
Позитивные эмоции способствуют лучшему усвоению знаний и развитию интеллектуальных способностей. Поэтому, чтобы поддержать человека перед экзаменом, важно приносить в его жизнь небольшие радости. Это может быть что-то разное в зависимости от предпочтений ребёнка.
Одни дети обожают символические подарки, другие радуются необычным сладостям, а кто-то будет счастлив новой кормушке для питомца, носкам с забавным рисунком или комплекту художественных красок.
Беседуйте
Не нужно настойчиво обсуждать экзамены и учёбу, но и избегать этой темы не следует. Когда ребёнок делится своими мыслями, беспокойствами и наблюдениями, он успокаивается и начинает лучше осознавать, что именно его тревожит в ЕГЭ или поступлении.
Как поддержать человека перед экзаменом: станьте внимательным слушателем, задавайте вопросы о его переживаниях, проявляйте поддержку, понимание и сочувствие. Обсуждение конкретных экзаменационных заданий также полезно. Разбирая материал вместе с вами, ребёнок повторяет его и проясняет трудные моменты.
Как поддержать человека перед экзаменом
Экзамены всегда сопровождаются стрессом. Нервозность может привести к ошибкам и не позволить учащимся полностью раскрыть свои знания. Во время ОГЭ, ЕГЭ и других важных проверочных мероприятий подросткам крайне необходима забота.
Как поддержать ребенка перед экзаменом. Родители могут использовать различные стратегии:
- мотивировать подростка, подчеркивая важность экзамена;
- успокаивать и снижать уровень беспокойства.
Каждый из этих подходов может быть как полезен, так и вреден в зависимости от индивидуальных потребностей юного человека. Одни школьники заряжаются энтузиазмом, а другим нужно меньше давления и больше заботы.
Когда родители принимают решение, как лучше поступить, важно учитывать эмоциональное состояние ребенка, особенно если он испытывает тревогу. Важно объяснить, что чувствовать беспокойство и страх в такой ситуации – это совершенно нормально. Признавая и обсуждая эти ощущения, взрослые предоставляют подростку важную поддержку и уверенность: он понимает, что его слышат, понимают и верят в него.
Как поддержать человека перед экзаменом? Избегайте фраз типа «Не переживай, всё будет хорошо» и «Мы тоже не спали всю ночь, не знаем, как успокоиться!». Притворное спокойствие и попытки убедить, что экзамены не имеют большого значения, не помогают: ребенок может ощутить неискренность, что может привести к замкнутости и изоляции в своих переживаниях. Это только усложнит ситуацию.
Не обязательно выяснять, чего именно боится ребенок. Достаточно признать, что он испытывает эти чувства, и это нормально в данных условиях.
Поддержите подростка, заверив его, что несмотря на волнение, у него есть все необходимое для успешной сдачи экзамена – знания, навыки и смекалка.
Фраза «Я уверен, у тебя всё получится!» может оказываться как полезной, так и вредной. Всё зависит от индивидуальных особенностей детей и родителей. Например, некоторые подростки могут негативно воспринимать подобные слова, если их ожидания не совпадают с родительскими. Однако для тех, кто испытывает неуверенность в себе, подобная поддержка может стать значимой и ободряющей.
Сравнение с другими («сдашь лучше всех», «ты ведь самый сообразительный в классе») редко приносит ожидаемую пользу. Часто это переключает внимание ребёнка с его собственных достижений на успехи одноклассников или одобрение родителей, что может быть демотивирующим.
Безопасный способ оказания поддержки заключается в том, чтобы подчеркнуть способности ребёнка справляться со сложностями и сохранять концентрацию в стрессовых ситуациях. Вместо «Ты точно сдашь на 100 баллов!» лучше сказать: «Знаю, что ты упорно готовился. Ты уже достиг многого и готов продемонстрировать свои знания».
Как педагогу поддержать учеников перед экзаменом
Как поддержать человека перед экзаменом ОГЭ или ЕГЭ? В процессе подготовки к экзаменам стоит учитывать следующие моменты:
- Признание индивидуальности подростка. Важно проявлять уверенность в его силах, демонстрировать эмоциональную вовлеченность и уважение к его личности.
- Развитие позитивной самооценки. Умение самостоятельно принимать решения и осознанно действовать помогает подростку не уклоняться от сложностей, а уверенно преодолевать их и сохранять свою целостность.
- Создание доброжелательной атмосферы. Организация теплой и поддерживающей среды во время консультаций и экзаменов.
- Регулирование уровня мотивации. Чрезмерная заинтересованность в результатах может вызвать сильное эмоциональное напряжение и тревогу, которые способны перейти в стресс или фрустрацию. В таких случаях полезно снизить мотивационный уровень, избегая постановки чрезмерно амбициозных задач и целей.
- Ощущения тревоги и стресса могут возникать из-за недостатка информации по конкретной теме, что ведёт к разочарованию и волнениям. Поэтому крайне важно предоставить максимально исчерпывающие данные, которые помогут человеку ориентироваться и организоваться при подготовке к экзаменам. При ознакомлении студентов с требованиями ЕГЭ следует применять индивидуальный подход к тем, кто испытывает тревогу, сосредоточиваясь на их сильных сторонах и избегая акцентирования на ошибках.
- Консультации по предмету для тревожных учеников лучше проводить индивидуально, а не в группе, обязательно поддерживая их фразами типа: «Ты справишься», «У тебя всё получится», «Ты всё знаешь». Также полезно помочь учащимся разбивать крупные задания на более мелкие, чтобы они смогли легче их выполнить.
- Во время интенсивной подготовки к экзаменам важно рационально использовать уроки физкультуры. Более того, стоит добавлять дополнительные физические упражнения, которые помогают успокоить перенапряженную нервную систему и действуют как естественное средство против стресса.
- Поддерживать позитивный настрой. В книге «Кинесиология поведения» доктор Д. Даймонд показал, как негативные мысли и высказывания могут снижать мозговую активность, ухудшать работу щитовидной железы, которая поддерживает иммунную систему, и уменьшать жизненную энергию. Наши мысли и чувства передаются окружающим через мимику, жесты, интонацию и голос.
- В дни перед экзаменами не стоит перегружать подростка советами, требовать от него абсолютной концентрации или настаивать на максимальных результатах. Гораздо лучше создать спокойную и расслабленную обстановку.
- Включите юмор в общение с подростками как постоянный источник оптимизма и эффективный способ взаимодействия. Педагогу полезно научиться находить смешное даже в напряжённых ситуациях, подчёркивая противоречия в поведении учеников, что будет индикатором зрелости, разряжать обстановку шуткой и давать не более одной-двух рекомендаций.
Простое упражнение для снятия стресса перед экзаменом
Очевидно, что для учащихся экзамены представляют собой значительный психологический стресс. В таких обстоятельствах можно предложить метод диагностики и коррекции стрессовых состояний при сдаче ЕГЭ, ОГЭ, ГИА, основанный на работе с образами.
Обучающимся предлагается ассоциировать своё представление о экзамене с каким-либо животным, растением или цветом. Например, задать вопрос: «Опиши свой страх перед экзаменом. На что он похож? Какие ассоциации возникают у тебя?» Выпускникам рекомендуется временно абстрагироваться от таких функций, как «мышление» и его ближайшей спутницы «логики», чтобы использовать своё воображение.
Примеры возможных ответов учащихся:
Животные
- Агрессивные или колючие – змеи, кусачая собака, акулы, львы, ежи.
- Нейтральные (могут быть друзьями) – зайцы, собаки, совы, белки, слоны.
- Экзотические – хамелеоны, скунсы, динозавры.
- Неприятные, но не опасные – козлы, тараканы, дикобразы.
Растения
- С колючками – кактус, крапива, различные сорняки.
- Безопасные – лопух, ромашка, баобаб.
- Вьюны – плющ, водоросли.
- Светлые – подснежник.
Цвета. При трактовке различных оттенков можно учитывать следующие значения:
- Зелёный – это олицетворение эффективности и желания самоутверждения.
- Жёлтый – символизирует надежду на счастливое будущее.
- Красный – показывает инициативу и сильное стремление к успеху.
- Синий – олицетворяет стремление к ощущению защищённости, признанию и постоянству.
- Розовый – ассоциируется с воображением и утонченными чувствами.
- Чёрный – указывает на отречение от жизни, тревоги и опасения, вызванные неудачами.
Не стоит ограничиваться лишь рисованием, эти образы можно трансформировать. Используя карандаши и фломастеры, мы можем превратить свои страхи в забавные, иногда даже смешные, маленькие и совершенно безобидные существа.
Или, применяя метод коллажа, переносим свои страхи и переживания в новые обстановки, придаем им необычные формы и добавляем неожиданные качества. Кактусы начинают цвести, покрываясь спелой клубникой, крапива приносит апельсины, колючий ёж преобразуется в новогоднюю ёлку, а свирепый дракон становится звездой балетной сцены.
Этот вид занятий, безусловно, не устранит полностью неприятные эмоции, связанные с экзаменами у подростков. Тем не менее, он предоставляет отличную возможность для анализа своих эмоций, понимания их причин и способствует личностному росту и самопознанию старшеклассников.
После завершения художественной работы проводится анализ чувств, чтобы выявить их природу. Через обсуждение своих переживаний молодые люди могут осознать причины своей тревожности, и найти способы снижения беспокойства. Метод доказал свою эффективность, и подростки с удовольствием его применяют.
Работа с образами может осуществляться как в небольших группах до 10 человек, так и индивидуально. В персональных сессиях можно использовать как новые образы, так и измененные старые. Это дает возможность не только «преобразовать» свои страхи, но и создать целую историю победы над ними.
Часто задаваемые вопросы о поддержке человека перед экзаменом
Как оперативно устранить напряжение и прекратить панику?
Мышечная релаксация: обратите внимание на напряжение в различных группах мышц вашего тела и постепенно их расслабляйте. Например, сожмите кулаки на 5-10 секунд, затем расслабьте их на 10-20 секунд. Повторите эту процедуру несколько раз.
Что следует учитывать родителям?
Всем родителям важно принять, что не всё в жизни можно контролировать. Независимо от того, насколько они стараются поддержать ребенка перед экзаменом ОГЭ или ЕГЭ, результат может оказаться неожиданным. Не берите на себя ответственность за успехи или неудачи вашего ребёнка и не проводите время в лишних переживаниях. Вы сделали всё, что могли, теперь очередь за вашим подростком.
Что делать запрещено?
Чего делать не следует – оставлять подростка одного в трудной ситуации, связанной с неудачей. Рекомендация: сначала нужно принять его чувства. Признайте их, а не старайтесь сопротивляться. Подростку важно знать, что его эмоции уместны и реальны. Ведь когда не знаешь результат экзамена и думаешь, что не справился с заданиями, это действительно внушает грусть, нервозность и тяжесть.
Даже если вы следуете этим рекомендациям, но тайно пьёте валерьянку и больше ребёнка переживаете за результаты ЕГЭ, он это поймёт. Естественно, беспокойство в этой ситуации нормально и понятно, поэтому стоит заботиться и о себе. Помните, что будущее ребёнка не определяется одним экзаменом. Прогуливайтесь, хорошо высыпайтесь, находите радость в мелочах ежедневно. Ваше спокойствие и уверенность – лучший способ поддержать ребенка перед экзаменом.
Изображение на шапке статьи: senivpetro / shutterstock