
Все о специфике профессии продюсера и востребованности на рынке труда, где и как можно ее получить, какие нужны личные качества, чтобы стать продюсером.
- Кто такой продюсер
- Что входит в круг обязанностей продюсера
- Востребованность на рынке труда и зарплата
- Кому подойдет профессия
- Какие необходимы навыки
- Где учиться на продюсера?
- Заключение
-
Скачайте бесплатно гайд «Как выбрать колледж, если вы не знаете, кем хотите быть?» Бесплатно от EduNetwork
Кто такой продюсер
Слово «продюсер» на слуху уже более ста лет, но многие все равно не до конца понимают, что делает этот специалист. Однако именно он определяет, как будет выглядеть то или иное художественное произведение, представленное широкой публике, будь то фильм, музыкальный альбом, шоу, сериал или концерт.

Профессия появилась в 1910-х годах в Голливуде, когда активно развивались кинематограф и музыкальная индустрия. В период расцвета телевидения специальность стала еще более востребованной, ведь теперь развлечения буквально поселились в каждом доме.
В современном понимании продюсер – человек, который реализует художественный проект от замысла до его воплощения. Он находится в проекте от начала до конца, осуществляя идейный, художественный, финансовый и организационный контроль, отвечая за конечный продукт, который поступает к зрителю или слушателю.
Что входит в круг обязанностей продюсера
Продюсерская профессия чрезвычайно творческая и имеет большое влияние на умы людей, ведь именно продюсер реализует те идеи, которые дойдут до публики. В каком-то смысле он – скрытый лидер мнений.




Если коротко, то главные задачи продюсера – найти интересный проект, реализовать его, донести до зрителя и заработать на проекте деньги. Финансовая часть деятельности так же важна, как и творческая, ведь это отражение прямого контакта произведенного продукта с аудиторией, для которой он создавался.
Прибыль от проекта – успешное попадание в запросы публики. Однако продюсер всегда должен помнить о балансе финансовой и художественной составляющих и стремиться создать произведение, которое передаст замысел авторов, откликнется в сердцах людей и принесет деньги.
Все это и определяет функционал. Давайте рассмотрим, что делает продюсер на примере кинопроизводства:
- находит идею;
- участвует в написании сценария;
- подбирает творческую группу;
- составляет смету;
- отвечает за производство и постпроизводство;
- ищет правильные пути дистрибуции;
- занимается фестивальным продвижением;
- ищет прокатчиков;
- занимается прокатом по кинотеатрам;
- продает контент на телевидение и другие площадки.
Теоретически это может сделать один человек, если речь идет о рекламе, короткометражке, небольшом веб-сериале.
Но иногда может понадобиться целая продюсерская группа, в которую войдут исполнительный, креативный, административный, линейный продюсеры, а также продюсеры постпроизводства и спецэффектов. Чем сложнее производство, тем больше продюсерская группа (это можно наблюдать в масштабных кинопроектах).
Востребованность на рынке труда и зарплата
Развитие сферы развлечений свидетельствует о том, что продюсирование как профессия будет востребовано долгие годы. Более того, оно будет видоизменяться и усложняться, а значит, потребуются квалифицированные кадры. Разберемся, как стать продюсером.

Сейчас на рынке труда представлено множество направлений:
- музыкальное;
- театральное;
- кинопродюсирование;
- теле- и радиопродюсирование;
- интернет-проекты;
- исполнительские искусства;
- новые креативные индустрии.
Если говорить о заработке, то нижний порог для новичка начинается от 40-50 тысяч рублей за проект.
- Минимальная стоимость оплаты труда – 90 000 ₽, максимальная – 310 000 ₽.
- В Москве зарплата стабильно выше, она колеблется в рамках 100-300 тысяч рублей в месяц.
- В регионах можно рассчитывать на 50-120 тысяч.
- Средняя зарплата по стране – около 120 000 ₽.
Также не забывайте о проектной оплате по итогам всей деятельности: она может формироваться из фиксированной части, процентов от продаж и премиального вознаграждения.
Кому подойдет профессия
Профессия подойдет не каждому, ведь, помимо эстетического вкуса и креативности, человек должен обладать высоким уровнем ответственности, уметь выдерживать договоренности разного характера. По сути, продюсирование – это руководство сразу в двух плоскостях: финансовой и идейно-художественной.
Настоящий продюсер – это специалист широкого профиля, умеющий нестандартно мыслить, убеждать, вести за собой, создавать условия для комфортной работы творческого коллектива. Он видит то, что еще не создано, на уровне мысленного эксперимента, грамотно оценивает потенциал идей, проектов и людей, которых привлекает в работу.
Как любой творческий человек и предприниматель, продюсер также должен уметь выдерживать неопределенность, справляться с фрустрацией и форс-мажорными обстоятельствами, продолжая проект до его завершения. Если человек чувствует, что в нем есть эти качества, он может смело шагать в профессию. Помните: эти навыки успешно «доращиваются» в процессе практической деятельности.
Прийти в продюсирование можно разными путями.
- Закончить вуз по данной специальности.
- Прийти из другой, смежной сферы.
- Пройти обучение на курсах.
- Поработать линейным продюсером*, узнать тонкости профессии и дальше пытаться реализовать собственные проекты.
*Линейный продюсер – самая простая специализация. Она не требует глубокого погружения в бизнес-процессы, а подразумевает организацию ежедневной работы, контроль за бюджетом, графиком сотрудников и логистикой производства.
Какие необходимы навыки
Продюсерская деятельность требует многих навыков, как жёстких, так и мягких. Пожалуй, приоритет мягких навыков даже выше, именно от них зависит способность начать проект и успешно довести его до конца.
Личные качества и навыки (soft skill)
Продюсер должен обладать следующими качествами:
- иметь творческий потенциал;
- быть предпринимателем;
- быть дисциплинированным;
- разбираться в актуальных темах и трендах, быть в курсе новостной повестки;
- знать, что хочет и любит зритель.
Чтобы взрастить в себе эти навыки, нужны насмотренность и наслушанность, огромное внимание к миру вокруг. Продюсер постоянно поглощает и перерабатывает информацию. И здесь крайне важны самообразование и самодисциплина, потому что ни одно образовательное учреждение, ни один наставник вас этому не научит. Воспитать эти качества придется самому.
Также продюсеру нужно уметь держать в голове сразу много направлений работы (пресловутая многозадачность). Если вам тяжело концентрироваться на большом объеме задач, то заниматься продюсированием будет сложно. Однако это все равно не закрывает дорогу в профессию, ведь все навыки можно натренировать, было бы желание.
*Питчинг – устная или визуальная презентация проекта с целью привлечения финансирования.
Также специалисту важно иметь развитые коммуникативные навыки, уметь находить подход как к инвесторам, так и к творческой группе. При этом он должен следить, чтобы соблюдались и те интересы, которые он сам закладывает в проект, и интересы творческого коллектива.
Лидерские качества – базис успеха в сфере продюсирования, ведь необходимо будет вести за собой от 30 до 500 и более человек, и всем этим людям надо дать правильную мотивацию.

Очень важно при этом оптимально сформировать команду. Конечно, некоторые специалисты (художник, оператор и пр.) сами ищут себе помощников, не всех набирает продюсер. Но если он общается с каждым привлеченным сотрудником на одном языке, успех проекта будет гораздо выше.
Без жёстких навыков (hard skills) в этой сфере также не обойтись
Вы должны:
- Хорошо знать историю своего направления (кино, музыка, шоу и пр.). Многие культурные явления цикличны, они имеют свойство повторяться. Зная историю, вы получаете ответы на массу вопросов, понимаете причины взлетов и провалов, анализируете окружающую действительность.
- Иметь представление об истории своей страны и мира хотя бы в общих чертах. Если вы понимаете, как идут исторические процессы, вряд ли упустите важные аспекты и позволите появиться фактическим погрешностям в проекте.
- Владеть английским языком, так как это международный язык и важный инструмент. На форумах, фестивалях, конференциях в основном общаются на английском. Знание других иностранных языков тоже будет полезным.
Где учиться на продюсера?
Продюсерской деятельности обучают на разных уровнях: в престижных вузах и на курсах, в офлайн и онлайн-форматах. Длительность обучения не гарантирует успех в деле. Поэтому не так важно, где вы будете учиться, все равно решающей будет ваша практика.
Востребованные вузы, обучающие профессии:
- МГУ им. М. В. Ломоносова;
- РАМИ им. Гнесиных;
- Университет «Синергия»;
- Школа-студия им. Вл. И. Немировича-Данченко при МХАТ им. А. П. Чехова;
- ГИТР (институт кино и телевидения);
- МГИК (институт культуры);
- ГИТИС (институт театрального искусства);
- РГИСИ (институт сценических искусств);
- РАНХиГС (академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ).

Одни из лучших курсов доступны на следующих платформах:
- Школа Первого Канала (Останкино);
- Skillbox;
- Нетология;
- Среда обучения;
- XYZ School;
- Бруноям.
После обучения вы сможете реализовать себя в качестве антрепренера; арт-менеджера; продюсера игр, YouTube-шоу, fashion-, музыкальных и интернет-проектов, кино и телепрограмм, а также организатора массовых мероприятий, режиссера, сценариста, event-менеджера.
Отдельно отметим достаточно новое специфическое направление – продюсирование онлайн-школ и других образовательных проектов. Палитра занятости в медиапространстве очень широка.
Заключение
Продюсерская профессия привлекает многих людей возможностью хорошо зарабатывать и реализовывать свои творческие амбиции, ведь это почти символ «работы мечты». Делай то, что нравится, и получай большие деньги.
Добавим лишь, что есть огромные неочевидные плюсы этой деятельности: продюсер способен «зажечь сердца людей», заставить их поверить даже в самые невероятные проекты, превратить идею, озвученную в паре слов, в мощный законченный продукт.
Горя работой сам, он зажигает всю свою команду, это потрясающий опыт в режиме «творца». А еще можно влиять на культурное пространство в целом, донося через свои проекты определенные ценности и взгляды до широких масс.
Изображение в шапке статьи: Skreidzeleu / shutterstock