
Чем занимается искусствовед и где получить образование
Особенности профессии искусствоведа: кому подойдет, где получить специальность, востребованность на рынке труда и зарплаты, профессиональные перспективы.
Слово «искусствовед» интересно тем, что у него нет эквивалента ни на одном языке. Ближе всего по смыслу подходит немецкое слово «kunstwissenschaft», что означает «наука об искусстве». Но термина «искусствовед» все равно нет, существует лишь наименование дисциплины.
В каком-то смысле эта специальность в России уникальна, а ее смысл гораздо глубже того, что заложен в иностранных понятиях «критик» или «куратор». В статье разберемся, что включает в себя профессия искусствоведа и чем занимается этот специалист.
- Суть профессии
- Основные обязанности искусствоведа
- Специализации
- Где учиться на искусствоведа
- Где работают искусствоведы
- Востребованность на рынке труда и зарплата
- Плюсы и минусы профессии
- Кому подойдет профессия искусствоведа
- Заключение
-
Скачайте бесплатно гайд «Как выбрать колледж, если вы не знаете, кем хотите быть?» Бесплатно от EduNetwork
Суть профессии
Искусствовед – это эксперт по искусству. Он занимается оценкой, интерпретацией, описанием, сохранением, каталогизацией и систематизацией предметов и явлений искусства. Как правило, он работает и с конкретными художественными объектами, и с историческими процессами в искусстве.
Представление о специалисте этого профиля может сильно разниться. Кто-то рисует образ скучного научного сотрудника, этакого книжного червя, который пишет научные статьи и занимается описанием для каталогов.

Кто-то думает, что это арт-директор, который путешествует между художественной ярмаркой Art Basel в Майами и форумом мирового искусства вроде Венецианского биеннале. Третьи видят его как работника аукционного дома, сотрудничающего с известными коллекционерами. Все эти представления верны, так как искусствовед может реализовать себя в очень разных сферах. И все три образа соответствуют сущности профессии.
Если говорить о совсем простом понимании этой специальности, то часто люди думают, что искусствовед знает все обо всем искусстве. Разумеется, это не так. Как нельзя быть вообще врачом, так нельзя быть просто специалистом по искусству. Ведь арт-мир – это огромное множество направлений:
- литература,
- театральное искусство,
- архитектура,
- музыка,
- киноискусство,
- живопись,
- скульптура,
- фотоискусство,
- телевидение,
- балет,
- информационные технологии в искусстве.
Термин «искусствовед» достаточно обобщенный и широкий. На деле у эксперта в этой области обязательно будет узкая специализация (например, специалист по истории искусства XVIII века во Франции). Это не отменяет того, что любой из них много знает об истории искусства в целом и сможет поддержать разговор об Античности или периоде модернизма.




Суть профессии в том, чтобы объяснять широкой публике процессы, происходящие в искусстве, и доносить до людей ценность тех или иных художественных объектов. Кроме того, искусствоведы отслеживают специфику изменения восприятия художественного произведения или явления на протяжении следующих эпох (например, как античный период воспринимался в эпоху Возрождения, в XVIII — XIX веках, как его видят в нынешнем, XXI столетии).
Специалисты по работе мозга считают, что творчество и искусство – самое важное и сложное, что может производить человек, поэтому с большим коллегиальным интересом относятся к работе искусствоведов. Это говорит о важности и востребованности искусствоведения.
Основные обязанности искусствоведа
В компетенции искусствоведа входит много параметров.
Специалист должен обладать большим объемом знаний и навыков:
- иметь представление об истории и теории искусства;
- хорошо разбираться в исторических периодах, стилях, направлениях, школах и творческих методах;
- изучать, описывать, интерпретировать, каталогизировать и систематизировать предметы/явления искусства;
- заниматься атрибуцией предметов искусства (устанавливать место, датировку, авторство, принадлежность к какой-либо школе и пр.);
- вести научную деятельность, устанавливая взаимное влияние исторических событий и культурных явлений; изучать эволюцию восприятия искусства разных эпох;
- заниматься экспертизой объектов (определять ценность, подлинность, принадлежность, культурное влияние и т. п);
- писать искусствоведческие тексты (научные статьи, монографии, брошюры для музеев и галерей).
Дополнительно можно указать более узкие навыки, относящиеся к сфере популяризации искусства для людей:
- организовывать выставки и экспозиции;
- составлять коллекции для музеев и галерей;
- заниматься сохранением и реставрацией предметов искусства;
- популяризировать искусство посредством преподавательской и журналистской деятельности;
- заниматься организацией фестивалей, форумов, биеннале и прочих культурных мероприятий.
Искусствоведы не занимаются всем этим сразу, одномоментно. Скорее, это грани одной профессиональной деятельности: кто-то пишет научные статьи, кто-то реставрирует, кто-то занимается рентгеновскими исследованиями картин, но потом все эти специалисты могут работать над составлением коллекции музея или формированием тематической выставки.

Также нужно отметить мягкие навыки, которыми следует обладать специалисту:
- развитая насмотренность, ведь у искусствоведа из инструментов есть только глаза (кроме тех, кто занимается музыкой);
- терпение и высокая концентрация внимания;
- умение мыслить масштабно, гуманно, возвышенно;
- придерживаться гуманистических ценностей;
- творческое мышление;
- умение принимать нестандартные решения.
Искусство – оно о вечном. Если человек занимается им, он формирует другую реальность, приподнимается над суетой, начинает смотреть на искусство с разных сторон, а также видеть жизнь через призму искусства. В процессе работы искусствовед все больше проникается «философией искусства», пониманием того, как оно входит в жизнь человека и влияет на нее.
Специализации
Помимо выбора сферы искусства (живопись, архитектура, киноискусство и т. п.), студент обычно выбирает и специальность.
Вот наиболее востребованные из них:
- историк искусства;
- теоретик искусства;
- художник-критик;
- арт-критик;
- куратор;
- редактор искусствоведческих текстов;
- эксперт;
- реставратор.
Все эти специализации имеют уникальный функционал, который очень отличается внутри одной профессии. Также важно отметить, что студенты и сами получают базовое образование в сфере, которую выбирают.
Например, специалист по живописи учится рисунку, графике и живописи. Это оправданно и логично: человек должен знать на уровне практических навыков, с чем будет иметь дело.
Где учиться на искусствоведа
Профессии обучают множество высших учебных заведений по всей стране, поэтому в каждом регионе доступно получить диплом искусствоведа.
Приведем перечень наиболее популярных вузов, обучающих специальности:
- ММУ (международный университет);
- МПУ (педагогический университет);
- СПбГУП (гуманитарный университет профсоюзов);
- МГУ им. М. В. Ломоносова;
- Университет «Синергия«;
- МГАХИ (художественный институт) им. В. И. Сурикова;
- РАМ им. Гнесиных;
- Российская академия живописи, ваяния и зодчества (академия художеств) Ильи Глазунова;
- РГГУ (гуманитарный университет);
- МГИК (институт культуры);
- МГЛУ (лингвистический университет);
- РИТИ (институт театрального искусства);
- ВГУК (университет кинематографии) им. С. А. Герасимова;
- АХИ им. В. С. Попова;
- Университет МГК им. П. И. Чайковского и др.
Они могут добирать знания и опыт в творческих мастерских, на отдельных курсах в разных учебных заведениях (в отечественных и иностранных университетах).
Где работают искусствоведы
На первых порах учащимся рекомендуется подружиться со своими преподавателями и научными руководителями. У них могут быть связи с какими-либо профессиональными проектами, и они нередко приглашают студентов или выпускников на работу. Неважно, будет это научная работа или связанная с популяризацией культуры, такой опыт будет полезен.
Кем можно работать после окончания учебного заведения:
- музейный/галерейный сотрудник (хранитель, экскурсовод, директор и пр.);
- работник выставочных центров и комплексов;
- работник аукционного дома;
- сотрудник министерства культуры или учреждений сохранения/восстановления культурного наследия;
- реставратор;
- комиссар павильона (сродни продюсеру, менеджеру);
- арт-терапевт (работа на стыке творчества и психологии);
- преподаватель в образовательных учреждениях для детей и взрослых;
- эксперт в оценочном/антикварном бюро;
- специалист в арт-бизнесе (ассистент галериста, директор);
- консультант широкого профиля (например, для киноиндустрии);
- советник по составлению коллекций;
- стилист;
- работник прессы, журналист по арт-тематике;
- создатель лекций по узким темам;
- организатор биеннале, выставок, ярмарок и фестивалей.
Это далеко не полный список должностей, который доступен выпускникам, ведь сфера приложения знаний и навыков у эксперта огромна.
Востребованность на рынке труда и зарплата
Карьерные перспективы у искусствоведа довольно широкие, потому что это базовое гуманитарное образование. Получив его, можно уйти в смежные профессии, такие как литературовед, кинокритик, музыкальный критик, театровед, а можно выбрать деятельность в рамках своих профессии и специальности.
Заработная плата в данной профессии зависит от опыта работы и региона:
- Новичок может рассчитывать на 25-30 тысяч рублей в месяц.
- В столице вознаграждение искусствоведа за месяц традиционно выше – 100-150 тысяч.
- В крупных городах страны можно рассчитывать на зарплату в 70-100 тысяч.
- В небольших региональных городах – 60-80 тысяч.
При этом немного особняком стоит деятельность по продаже картин и объектов искусства или консультаций для коллекционеров – там можно зарабатывать гораздо больше. Но подобная работа носит предпринимательский характер, а этот навык есть не у каждого человека.
Плюсы и минусы профессии
Как в любом деле, в профессии искусствоведа можно выделить положительные и условно отрицательные моменты.
Плюсы:
- человек постоянно соприкасается с предметами искусства, это формирует определенную картину мира;
- это путь самореализации и внутреннего развития, невозможно остаться пустым человеком, если погружаешься в арт-мир;
- задачи в основном творческие, креативные, разнообразные;
- есть возможность влиять на сознание людей и культурное пространство.

Минусы:
- небольшие зарплаты (если деятельность не связана с коммерческими арт-проектами);
- в сферу можно зайти только с высшим образованием;
- небыстрый карьерный рост;
- размытость функционала.
Это явление, когда ему становится тяжело рядом с чем-то прекрасным. Человек может переживать грусть, подавленность, возвышенные драматические чувства, ощущать, что полностью перенесся в созданный автором мир.
Обычно подобные психосоматические проявления сопровождаются и физиологическими:
- повышенным сердцебиением,
- головокружением,
- заторможенностью движений.
Наука не признала это явление, но подобные переживания знакомы многим людям, даже далеким от профессии. Считать ли эффект Стендаля положительным или отрицательным явлением, каждый решит лично для себя, но речь идет о сильных и довольно болезненных реакциях.
Кому подойдет профессия искусствоведа
В сферу изучения искусства должны идти люди творческие, внимательные, ответственные, масштабно мыслящие, интересующиеся литературой, живописью, архитектурой, музыкой и культурными процессами в целом.
Тому, кто задумывается о данной специализации, стоит прислушаться к себе и ответить на вопрос: «Готов ли я к серьезной работе внутри себя?» Потому что профессия предполагает погружение на глубокие уровни восприятия.
Искусствовед – прежде всего ценитель и эксперт, но он и просто человек, поэтому все изучаемые им предметы искусства пропускает через себя. Люди, которые занимаются исследованием искусства давно, утверждают, что главное в этой дисциплине – уметь чувствовать. Не стоит идти в профессию тем, кто не хочет чувствовать.
Искусство – это часто не про внешнее воплощение, а про внутреннее наполнение, про содержательную часть. Поэтому искусствоведу нужно научиться не только смотреть, но и видеть, а еще – понимать, что хотел сказать художник, архитектор или музыкант.
Искусство – это глубокие чувства, сильные эмоции, оттенки смыслов. Мир после погружения в арт-среду больше никогда не будет видеться черно-белым, он весь будет состоять из переливов. Если человек хочет научиться их различать и ощущать, то профессия искусствоведа – для него.
Также любому желающему попасть в арт-сферу необходимо избавиться от шаблонов по поводу искусствоведения, потому что сейчас огромное поле деятельности для специалистов подобного рода. При этом современные виды искусства требуют новых подходов, которых не было раньше. Вероятнее всего, эти подходы будут изобретаться по мере развития науки.
Заключение
Искусствовед – такая специальность, которая допускает множество путей построения карьеры. А развитие арт-сферы предполагает, что будет все больше возможностей для реализации себя в профессиональном плане.
Характерно то, что никакое искусство не «умирает»: эпохи заканчиваются, а созданные людьми художественные объекты сосуществуют рядом с современными культурными явлениями. Древний Египет, Возрождение, Викторианская эпоха и все остальные периоды есть и сейчас, изменилось лишь их восприятие.
В этом смысле работа у искусствоведов не переведется никогда. А сами они утверждают, что «в искусстве невозможно получить двойку». Это самое важное напутствие и первый урок для тех, кто собрался освоить профессию.
Изображение в шапке статьи: SeventyFour / shutterstock