
Что такое ВПР в колледже: функции и порядок проведения
Что такое ВПР в колледже? Это элемент образовательного процесса, позволяющий оценить уровень знаний студентов. ВПР представляет собой контрольную работу, которая проводится в определенные сроки и охватывает ключевые темы изучаемого курса.
Для чего? Целями ВПР являются проверка усвоения учебного материала и выявление пробелов в знаниях. Результаты помогают преподавателям корректировать учебный план, а студентам – осознать свои сильные и слабые стороны.
- Введение ВПР в колледже
- Функции ВПР в колледже
- Участники и предметы ВПР в колледже
- Принципы проведения ВПР в колледжах
- Часто задаваемые вопросы о ВПР в колледже
-
Скачайте бесплатно гайд «Как выбрать колледж, если вы не знаете, кем хотите быть?» Бесплатно от EduNetwork
Введение ВПР в колледже
Всероссийские проверочные работы – способ контроля знаний и практических навыков школьников. Их используют уже несколько лет власти и разработчики единых образовательных программ, чтобы оценить качество всеобщей подготовки учащихся.
Еще одна цель проведения ВПР – выявить имеющие пробелы в знаниях, чтобы усовершенствовать подходы к обучению и точнее определить предметный набор для каждой ступени образования.

Изначально всероссийские проверочные работы задуманы для школьников. Их не делали выпускники 9 классов, учащиеся 10-х. Одиннадцатиклассники каждую весну писали ВПР по тем предметам, которые не выбрали для сдачи на ЕГЭ. Данный вид диагностики знаний проводился раз в году.
Совсем недавно стало понятно, что в них нуждаются не только школы: Министерство просвещения проверило качество знаний в колледжах, где обучают рабочим специальностям (бывшие ПТУ). Оказалось, что обучающийся контингент имеет довольно низкий образовательный уровень.
Особенно беспокоит контролирующие органы то, что знания учащихся по общеобразовательным предметам: математике, русскому языку, физике – стремятся к нулю. Следствием этого является то, что и азы будущей профессии постигаются с трудом.




Итак, что такое ВПР в колледже? Это метод контроля и диагностики, внедренный с 2018-2019 гг. в среднее профессиональное образование. Первыми такую проверку испытали на себе студенты ссузов. В них обучают минимальным профессиональным знаниям и сугубо рабочим навыкам. Но в наше время практически все заведения СПО как государственного типа, так и частного, приобщены к этим мероприятиям.
Ежегодно утверждается график проведения письменных проверочных работ на территории России. Министерство образования и науки и Рособрнадзор определяют список контролируемых предметов, выпускают демоверсии, знакомят с кодификатором по темам, вынесенным на контроль, и спецификацией проверки.
Функции ВПР в колледже
Контроль успеваемости и уровня владения навыками слушателей программ соответствующих учреждений образования осуществляется, чтобы выполнить следующие важнейшие функции:
- Первая состоит в том, чтобы с помощью результатов ВПР определить, насколько сложны имеющие программы для учащихся, в какой степени они усвоены. Также понять, достижимы ли за срок, отведенный учебным планом, поставленные программами итоги, и какие проблемы существуют на пути постижения нормативов и пр.
- Вторая функция: получив итоги проведения всероссийских проверочных работ, анализировать возможности учебного заведения, констатировать качество образовательных программ и их соответствие текущим тенденциям в науке и отрасли, помочь осознать возникшие трудности при проведении этой диагностики.
- Третья: обеспечить единые по стране условия обучения для студентов СПО, унифицировать и сделать более доступной образовательную среду, а условия и траектории занятий – более совершенными. Все это – с учетом физических и психологических особенностей слушателей образовательных программ и возможностей учреждений СПО.
- Четвертая функция: содействовать оценке всех видов знаний: профессиональных, общих и метапредметных. Анализировать, что приобрели студенты в процессе усвоения образовательных программ, для понимания требуемых изменений в содержании учебного процесса.
На данный момент сложно обозначить роль ВПР в системе образования в целом, в учебном процессе конкретного учебного заведения, в жизни учащихся. Она неоднозначна.
С одной стороны, этот достаточно новый вид контроля носит сугубо диагностический характер и, по замыслу, призван помогать. С его помощью планируется повышать качество подготовки выпускников всех уровней, совершенствовать образовательные программы.
С другой стороны, ВПР до сих пор не заявлена как обязательный способ аттестации. Она фактически не учитывается при оценке успеваемости обучающихся (право на это есть у каждого образовательного учреждения, и школы уже иногда фиксируют результат в виде отметки в журнал, однако в СПО подобное не практикуется).
Смело можно считать, что какой-либо судьбоносной роли для слушателей образовательной программы этот процесс не играет.
Из сказанного следует очевидный вывод: проведение ВПР на различных уровнях образования, по сути своей, формальность. Да, диагностика определяет качество программ, их соответствие реальным тенденциям в науке, высвечивает проблемы подготовки выпускников и дипломантов.
Однако результаты не учитываются при формировании рейтинга образовательных учреждений, не влияют или влияют минимально на промежуточную и итоговую аттестацию учащихся, не применяются при оценке квалификации педагога.
Участники и предметы ВПР в колледже
В ВПР фигурируют следующие категории учащихся СПО:
- студенты первых курсов очной формы обучения по образовательным программам СПО, поступившие на базе основного общего образования;
- студенты-очники 2 или 3 курсов, обучающиеся по программам среднего профессионального образования, которые в предыдущем учебном году завершили изучение общеобразовательных предметов.

Изучающие программы подготовки специалистов среднего звена пишут работу по профильным для их специальности предметам. Существует список, из которого администрация каждого колледжа самостоятельно выбирает предметы для проведения ВПР:
- математика;
- физика;
- русский язык;
- география;
- биология;
- химия;
- информатика;
- история;
- обществознание;
- иностранный язык.
Дополнительно эти студенты участвуют в единой проверочной работе по социально-гуманитарным предметам. В ней – вопросы по географии, истории, ОБЖ, обществознанию.
Также в колледже ВПР проводится для метапредметов – это учебные курсы, объединяющие знания и навыки из разных дисциплин для решения комплексных задач. Такие работы должны написать студенты, которые учатся на квалифицированных работников или служащих.
В средних учебных заведениях ВПР проводятся осенью. Предлагается диапазон для выбора точных дат диагностики. Училища, техникумы и колледжи могут самостоятельно решать, в какой именно день провести каждую работу. Для этого распечатываются специальные бланки на каждого обучающегося.
Два предмета проверяют в режиме онлайн: иностранный язык и информатику. Требуется оснащенная ПК аудитория и технический специалист для настройки оборудования и консультации студентов по возникающим в процессе сдачи вопросам. Для проверки знания иностранного языка нужны наушники и микрофоны.
Принципы проведения ВПР в колледжах
Принципы проведения ВПР в колледжах | Как работает принцип в реальности |
Добровольность | Принцип, скорее, номинальный. Учебное заведение, педагог и даже сам студент могут отказаться писать ВПР, однако так можно навлечь на учреждение проверку надзорных органов. Это право обозначено в документах, но обычно отказов практически не случается, если только по болезни. Хотя до сих пор данный вид проверки не входит в образовательную программу и учебный план, а это значит, что обучающиеся не обязаны писать ВПР. |
Актуальность | Всероссийские проверочные работы соответствуют образовательным программам, текущим нормам ФГОС и требованиям работодателей. Они проверяют наличие у учащегося базовых знаний и качеств по предметам их профиля. |
Объективность и адекватность | ВПР проверяется на нескольких уровнях. Часть работы анализируется автоматически, другую оценивают квалифицированные независимые эксперты. В итоге получается справедливый результат, показывающий реальную картину уровня обученности. |
Оценочный характер | Цель проведения ВПР – определить уровень образования в колледжах и качество имеющихся программ СПО, их соответствие ФГОС, тенденциям на рынке труда, запросам современных работодателей. |
Явившиеся в день проведения диагностики студенты заранее осведомлены, что такое ВПР в колледже и как она пишется. Учащиеся должны отметиться у преподавателя и сесть на места в шахматном порядке по одному за партой. Организатор в аудитории, назначенный по приказу, выдает каждому пакет с заданиями, инструкцию. Зачитывается вслух общая инструкция. Время начала и окончания работы фиксируются на доске.
Списывать, переговариваться между собой и передвигаться по аудитории без разрешения студентам не позволено. Если кому-то понадобится отлучиться, время выхода и возвращения фиксируется. Можно пользоваться заранее оговоренными памятками, принадлежностями и приборами. Работа проходит в тишине.
Задания ВПР сформулированы таким образом, что подробных решений почти не требуется. Нужно дать краткий ответ на вопрос или выбрать один/несколько вариантов из предложенных. Детально расписывать решение придется только для 1-2 заданий в работах по математике, химии, физики. По русскому и иностранным языкам требуется написать эссе около 200 слов.

Когда заканчивается отведенное на работу время, студенты сдают полный пакет: задания, ответы на них и черновики. На почту образовательного учреждения поступают критерии оценивания ВПР с ответами, подробными рекомендациями и таблицей разграничения баллов для оценивания.
Преподаватели приступают к проверке после сканирования всех работ постранично и загрузки их в специальную программу. На это отводится определенное время – до двух недель.
Каждый шаг участника и организатора ВПР предусмотрен и расписан в инструкциях, чтобы соблюсти единые условия и требования. Учащиеся сдают все бланки, контрольные измерительные материалы и черновики. Организаторы сканируют работы и хранят все собранное до завершения проверки и выставления итоговых оценок. Не принимается и не засчитывается пакет, в котором утерян хоть один лист заданий или бланк.
Если при заполнении последний был испорчен, студент должен обратиться к организатору в аудитории с просьбой о замене бумаги или всего пакета с заданиями. Однако сдаче подлежат и испорченные бланки.
Протокол проведения работы также сканируется и загружается на специальную платформу.
Организатором всегда назначается преподаватель, который знает, что такое ВПР в колледже, прошел инструктаж, однако не имеет отношения к проверяемой дисциплине – это важнейшее требование связано с принципом самостоятельности и индивидуальности при работе студентов с материалами.
Учащиеся СПО пишут ВПР только по одному–трем профильным предметам, которые считаются основными по специальности и были обозначены уже во вступительной программе.
Часто задаваемые вопросы о ВПР в колледже
Есть ли разница между ВПР и ГИА?
Зачастую студенты ошибочно считают всероссийскую проверочную работу итогом обучения на курсе. Однако это заблуждение. Аттестация студентов – нечто совсем иное. Понятия кардинально разные, как и сроки, и формы проведения. Следует разобраться, что такое ВПР в колледже. Это вспомогательная оценка качества преподавания в СПО.
Аттестация студентов – это сессии два раза в год и комплексный государственный аттестационный экзамен непосредственно в период защиты выпускной работы. Не сдавать первые или отказаться от защиты диплома просто невозможно. Итоги сессий и оценка выпускной работы напрямую влияют на учебную жизнь студента.
Может ли обучающийся избежать написания ВПР?
В официальных документах сказано многое, что не приветствуется в реальности. С одной стороны, ВПР – необязательный вид проверки знаний, с другой – явиться в день проведения работы должны все учащиеся. Исключение – отсутствие по болезни, когда позже будет предоставлена справка от доктора.
Суровых наказаний за отсутствие на ВПР нет. Эта проверка учебных компетенций остается внеплановой, и фактически студент может ее не выполнять. Последствия этого поступка возможны: каждое учебное заведение «преследует» его по-своему.
Какое наказание возможно за пропуск ВПР в колледже?
В учебное время, по расписанию, на парах пишут ВПР. Студенты оповещаются об этом заранее. Если причина отсутствия уважительная, есть документ о причине, то серьезных последствий не наступает.
Когда студент просто не явился на ВПР, куратор будет предъявлять претензии, потребует справку, преподаватель соответствующей дисциплины может заставить как-то отработать прогул, если таковы правила колледжа/техникума. Может случиться так, что написать работу придется в дополнительно назначенный день.

ВПР преимущественно проводится на первых курсах и проверяет базу по профильным предметам, введение в специальность. По уровню сложности диагностика сопоставима со школьными итоговыми экзаменами. Администрация ссуза неодобрительно воспримет пропуск ВПР без уважительной причины или отказ писать ее. Советуем учитывать принятые в заведении правила.
Изображение на шапке статьи: panitanphoto / shutterstock