
Какие бывают формы обучения? Это способ организации педагогического процесса или построение конкретного образовательного звена, например, урока или лекции. Они отличаются учебным графиком, способами обучения и глубиной погружения в программу. Каждая форма по-своему уникальна и имеет особые преимущества и недостатки.
На что обратить внимание? Выбор формы обучения – индивидуальное решение, которое зависит от множества факторов. Важно оценить свои потребности и возможности, чтобы потом получать полезные знания и применять их на практике, а не мучительно ждать окончание скучной лекции.
- Формы обучения, закрепленные законодательно
- Формы обучения в педагогике
- Формы обучения в теории
- Методы обучения
- Выбор метода и формы обучения
- Часто задаваемые вопросы о видах формы обучения
-
Скачайте бесплатно гайд «Как выбрать колледж, если вы не знаете, кем хотите быть?» Бесплатно от EduNetwork
Формы обучения, закрепленные законодательно
В статье 17 Федерального закона «Об образовании в РФ» рассматриваются два взаимосвязанных термина: формы получения образования и обучения. Первые подразделяются на два типа: в образовательных организациях и вне их. Каждому соответствуют определенные формы обучения.
В образовательных организациях
Очная форма обучения: требует регулярного посещения учебного заведения. При ней студенты и преподаватели взаимодействуют напрямую, и занятия проводятся 5–6 дней в неделю. Такая форма обучения чаще всего бывает организована в школе, колледже.

Заочная форма обучения: известна и вечерняя. Она распространена в вузах, где студенты совмещают занятия с работой. В этом случае контакт с преподавателем происходит реже, что ведет к увеличению продолжительности обучения.
Очно-заочная форма обучения: сочетает элементы предыдущих. Студенты сначала изучают материалы самостоятельно в течение семестра, а затем приезжают в учебное заведение для сдачи экзаменов или прохождения других видов контроля.
Вне образовательных организаций: семейное и самостоятельное
В рамках первого ученик, например, школьник, получает знания в домашней обстановке. Процесс контролируется родителями или приглашёнными педагогами и репетиторами. В отличие от домашнего обучения, которое назначается по медицинским показаниям, это выбор семьи. Родители ответственны за качество образования.




Какие бывают основные формы семейного обучения:
- Хоумскулинг: ребёнок занимается дома, но закреплен за школой для промежуточных аттестаций. Родители могут обучать самостоятельно. А также привлекать репетиторов, онлайн-школы. Это часто путают с надомным обучением, но эти формы отличаются.
- Анскулинг: ребёнок не следит за официальной учебной программой и не проходит аттестацию в школе до 9 класса.
- Альтернативные. Родители передают обучение ребёнка в руки специалистов, выбирая подходящую образовательную систему, такую как Монтессори, Вальдорф или другие школы с авторскими методиками.
Самообразование означает, что учащийся изучает материалы без помощи других людей. При необходимости он может документально подтвердить свои знания, например, пройдя тестирование для определения уровня владения английский языком.
В законе также предусмотрена возможность комбинирования различных способов получения знаний и обучения. Образовательные организации могут разрабатывать и внедрять дополнительные программы, если это не противоречит законодательству.
Формы обучения в педагогике
На практике термин «формы обучения» имеет более широкое значение, чем это предусмотрено законодательными нормами. Существует два подхода к его определению: нормативное, которое используется в праве, и более широкое, педагогическое, охватывающее разные классификации.
Кроме того, термин часто используется в повседневной речи для обозначения не только форм, но и видов образования.
В зависимости от организации учебного процесса бывают обязательные и дополнительные формы обучения. Первые включают классно-урочную (уроки, лекции, семинары) и внеурочную (практические занятия, домашние задания, летняя практика). Также существует другая классификация форм обучения в педагогике, основанная на количестве участников:
- Индивидуальная: обучение, при котором человек работает самостоятельно или с педагогом.
- Коллективная: наиболее часто встречающаяся форма, где участвуют все учащиеся одновременно. В этом контексте выделяются групповые и фронтальные.
- Групповая: ученики делятся на небольшие коллективы, каждый из них ведет самостоятельную работу под наблюдением педагога.
- Индивидуально-групповая: форма, в которой команда достаточно мала, чтобы преподаватель мог уделять внимание каждому ученику, несмотря на коллективное обучение.
- Массовая: форма, характерная для крупных образовательных мероприятий, таких как открытые лекции, семинары или тренинги.
Формы обучения в теории
По месту
Существует две основные формы обучения в зависимости от того, где проводятся занятия: аудиторная и самостоятельная. Первая подразумевает, что общение проходит в специально отведенном месте, например, в школе, институте или колледже.
Самостоятельная форма включает занятия, которые идут вне учебных заведений, например, археологическая или производственная практика, экскурсии.
По особенностям коммуникативного взаимодействия
В зависимости от того, как происходит общение между учащимися и преподавателями, выделяются несколько типов форм обучения:
- Индивидуальная: педагог работает только с одним учеником.
- Групповая: занимающиеся работают с материалами и выполняют задания вместе, под руководством одного или нескольких преподавателей.
- Фронтальная: педагог обучает весь класс одновременно, нацелен на усвоение знаний всеми и достижение общих целей.
- Парная: люди работают вдвоем, помогая друг другу и проверяя выполнения заданий.
- Коллективная: преподаватель организует процесс и вмешивается только при необходимости, но каждый ученик работает над своей задачей, применяя знания для ее решения.

Кроме того, существуют комбинированные формы, которые объединяют элементы различных типов обучения. Они позволяют максимально эффективно использовать преимущества каждой, а также учитывать индивидуальные потребности и особенности студентов.
По участию или нет педагога в процессе
В зависимости от того, принимает ли преподаватель участие в занятиях, бывают три типа форм обучения в теории:
- Самообразование: это процесс, при котором человек самостоятельно осваивает новые знания и навыки, без помощи педагогов или структурированных учебных программ. Примеры включают чтение книг, просмотр документальных фильмов, обучение через онлайн-курсы.
- Самостоятельная работа: вид учебной деятельности, выполняемый индивидуально или в группе, без непосредственного участия преподавателя. Это может быть выполнение домашних заданий, подготовка к экзаменам, написание эссе или создание и защита проектов.
- Учеба с педагогом: форма обучения, где преподаватель активно взаимодействует с учащимся, организует процесс и является наставником, а тот принимает активное участие в занятиях.
По механизму разбиения содержания обучения
Классификация идет на дисциплинарный и комплексный подходы. Дисциплинарный механизм: характерен для традиционной школьной системы, где каждый предмет изучается отдельно от других. Ученики осваивают дисциплины, такие как математика, литература и история, с минимальными связями между ними.
Комплексный механизм: ориентирован на интеграцию знаний из различных областей, давая учащимся более широкое понимание их взаимоотношений и применения в реальных ситуациях. Учебный процесс организован вокруг общей темы, и студенты развивают знания, выходящие за рамки отдельных предметов. Например, курсы по краеведению или управлению предприятием.
Методы обучения
Вместе с формами они определяют, как педагог излагает материал и какова роль учеников в процессе. Они характеризуют взаимодействие учителя и студентов, направленное на достижение конкретных образовательных целей.
Реализация методов обучения осуществляется через различные формы, такие как конкретные приемы, действия и организационные подходы. Одинаковые виды учебной работы могут использоваться в разных дидактических ситуациях.
Для осуществления методов обучения применяются различные средства, такие как учебная и трудовая деятельность, игра, а также особые предметы, речь и произведения искусства и культуры.

На данный момент нет единой классификации методов обучения, принятой всеми специалистами. Одной из старых типологий является разделение на способы деятельности преподавателя (например, объяснение, беседа, рассказ) и учащихся (например, упражнения, самостоятельная работа).
Методы обучения в школе делятся на несколько типов, в зависимости от того, откуда получают знания:
- Устные. В этих методах знания передаются через речь преподавателя. Сюда входят такие подвиды, как объяснение, рассказ, лекция, беседа, дискуссия и работа с книгой.
- Наглядные. Здесь знания поступают через наблюдаемые явления, предметы и демонстративные материалы, которые помогают лучше усваивать информацию.
- Практические. В этом методе основное внимание уделяется опыту. Ученики осваивают знания и развивают навыки, выполняя лабораторные работы и практические задания.
- Методы дидактических игр. С конца 20 века стали популярны технологии, основанные на активных учебных играх. В них участвуют несколько человек, которые моделируют изучаемые явления и процессы, решая задачи в команде, стремясь к победе.
Выбор метода и формы обучения
В настоящее время их существует множество, каждый имеет свои сильные и слабые стороны. Это означает, что нет универсально идеальных методов и форм, которые подходят для всех ситуаций.
Современные подходы к образованию не всегда лучше традиционных, а практические занятия порой менее результативны, чем лекции. Поэтому при выборе основного метода и формы обучения в вузе необходимо учитывать конкретные обстоятельства и особенности среды.
Педагогу следует опираться на проверенные методы, а не следовать сиюминутным тенденциям. То есть применять на практике только те, эффективность которых доказана. Если используются новые подходы, важно действовать осторожно и внимательно анализируя итоги.
Часто задаваемые вопросы о видах формы обучения
Какая является основной и главной?
Урок. С точки зрения целостности образовательного процесса он служит основным элементом организации учебной работы, демонстрируя преимущества классно-урочной системы. Она, охватывая большое количество студентов, обеспечивает четкость и непрерывность учебного процесса.
Кто принимает решение о выборе формы обучения?
Исключительно родители или законные представители ученика. При этом важно учитывать мнение самого ребенка. Законодательство гарантирует родителям право на перевод ученика на другую форму, если они этого хотят, а также допускает сочетание различных видов.
Где указывается выбранная форма обучения?
Все они регулируются единым федеральным государственным образовательным стандартом. Форма обучения, в которой студент проходил обучение в вузе, отражается в документе об образовании, прилагаемом к диплому.
Выбор формы обучения – это важное решение, которое влияет на дальнейший образовательный путь. Очная предполагает прямое общение с преподавателями и сверстниками, что способствует более глубокому усвоению знаний и обмену опытом.
Заочная и дистанционная предлагают большую гибкость, позволяя совмещать занятия с профессиональной деятельностью или другими обязанностями. При выборе формы обучения важно учитывать собственные предпочтения, возможности и цели, чтобы получить максимальную отдачу от учебного процесса.
Изображение в шапке статьи: EF Stock / shutterstock