
Дистанционное обучение: плюсы и минусы формата, как выбрать учебное заведение
Последние годы дистанционное образование набирает популярность. Стоит ли делать выбор в его пользу? В статье разберём все тонкости программы и расскажем о её особенностях.
Удалённый формат берёт своё начало в 18 веке в Бостоне, тогда появилась идея учёбы по переписке. Со временем этот способ стал популярнее и перерос в своеобразную заочную форму обучения. Начали выпускать обучающие материалы для всех желающих, добавлять в газеты статьи с полезным контентом.
С распространением радио, телеграфа, телефонов и телевидения в 20 веке образовательные материалы разного характера транслировались и через них. Получать полезную информацию стало ещё проще, и она стала более доступной.
Затем появилось привычное нам дистанционное обучение через Интернет-соединение.

В России особую популярность такая форма получения знаний обрела в период пандемии COVID-19. «Дистанционка» коснулась всех: школьников, студентов, работников. Организации вынуждены были закрываться и отправлять людей на самоизоляцию, но остановить рабочие процессы и учёбу даже на время ‒ невозможно, неизвестно было, насколько затянется всеобщий карантин.
Адаптация к условиям происходила в сжатые сроки и потому скомканно и неорганизованно. Вузам нужно было очень быстро сориентироваться и возобновить учёбу тысяч студентов, разъехавшихся по домам. Многим именно в этой ситуации пришлось впервые столкнуться с удалённым форматом.
На сегодняшний день университетам удалось полностью адаптироваться к дистанционному формату, теперь он не вынужденная мера, а удобный способ получения знаний, делающий образование более доступным.
Насколько бы ни была удобна эта форма, у неё есть как достоинства, так и недостатки.
- Плюсы дистанционного образования
- Минусы дистанционного образования:
- Формы дистанционного обучения
- Виды дистанционного обучения
- Кому подойдёт дистанционное обучение
- Как правильно выбрать учреждение для дистанционного обучения
- Часто задаваемые вопросы
-
Скачайте бесплатно гайд «Как выбрать колледж, если вы не знаете, кем хотите быть?» Бесплатно от EduNetwork
Плюсы дистанционного образования
- Доступность. С появлением удалённого формата обучение для людей с ограниченными возможностями стало реальным. Кроме того, есть немалое количество и тех, кто просто не может или не готов уехать из дома ради учёбы, online становится для них решением проблемы.
- Мобильность. Если раньше присутствие на занятиях было обязательным, то теперь можно учиться из дома или, вообще, любой точки мира. Студент и преподаватель могут находиться на расстоянии тысяч километров и спокойно коммуницировать, и даже видеть друг друга.
- Гибкость. Удобно строить личное расписание: учебные часы можно поставить в любой свободный интервал. К тому же не нужно тратить время на дорогу до учебного заведения.
- Приятная цена. Зачастую ДО гораздо дешевле очного образования.
- Интерактивность. Учёбу можно разнообразить за счёт приложений и сервисов для обучения, они сделают процесс более увлекательным.
- Массовость. Численность присутствующих на занятии не имеет значения. Если в кабинет классической школы можно посадить около 30 учеников, то на видеоконференцию может подключиться в 3 раза больше.
- Многообразие выбора. Развитие цифровых технологий подарило возможность выбрать вид и форму дистанционного обучения. Ниже подробно разберём каждый из них.
Минусы дистанционного образования:
Проблема технического оснащения. Нужно заранее приобрести необходимую для учёбы технику, убедиться в бесперебойной работе Интернет-соединения. Это два обязательных атрибута для online-обучения.




Навык владения ПК. Чтобы процесс обучения проходил гладко, необходимо уметь пользоваться компьютером хотя бы на базовом уровне.
Проблема удержания внимания. У педагогов она стоит достаточно остро. Заинтересовать подопечных не всегда получалось и в offline-формате, в online контролировать их участие ещё сложнее.
Отсутствие практики. Есть обширное количество профессий, для которых лекционного материала недостаточно. В медицине, авиации, биотехнологиях и технических направлениях практика ‒ принципиально важный момент.
Много теории. Чтобы компенсировать отсутствие практики, происходит увеличение объёма теоретического материала и заданий для закрепления.
Скорость получения обратной связи. Так как общение между учителем и учеником опосредованное, коммуникация происходит гораздо медленнее, чем в реальности.
Формы дистанционного обучения
Их можно разделить на три типа: синхронное, асинхронное и смешанное, в зависимости от личного участия преподавателя в образовательном процессе.
Синхронное предполагает проведение онлайн-занятий, которые ведёт преподаватель по заранее утверждённому расписанию. Студенты получают материалы в режиме реального времени, что позволяет им сразу задать вопросы и услышать ответы на них. Формат таких занятий включает в себя конференции, вебинары, консультации и индивидуальное взаимодействие.
Асинхронный тип предполагает, что учащиеся работают самостоятельно в удобном темпе. Преподаватель заранее подготавливает все необходимые материалы: видеолекции, статьи, презентации и интерактивные тренажёры. Студенты изучают эти ресурсы и сдают тесты и контрольные работы к установленным срокам. В этом формате преподаватель в основном выполняет функции проверяющего и экзаменатора.
Смешанное обучение сочетает элементы синхронного и асинхронного дистанционного образования, что позволяет студентам получать часть знаний через онлайн-уроки, а остальное изучать самостоятельно. Это обеспечивает гибкость и возможность адаптировать процесс получения знаний под индивидуальные потребности.
В одних учебных заведениях представлены все формы, другие предлагают одну из вышеперечисленных. Обычно информацию об образовательном процессе можно узнать на сайте или у онлайн-консультанта.
Виды дистанционного обучения
Учебные заведения заинтересованы в том, чтобы к ним за знаниями приходило как можно большее количество человек, поэтому дистанционный формат начали адаптировать и преобразовывать под запросы желающих обучаться удалённо.
Видеоконференции
Данный вид дистанционной формы предполагает обоюдную связь преподавателя и студентов, при которой сохраняется визуальный контакт. Так учителю проще контролировать вовлечённость и процесс усваивания информации, а у учащегося сохраняется возможность не только слышать, но и видеть педагога. К тому же можно включить демонстрацию презентации, чтобы материал был более наглядным и его было проще конспектировать.
Вебинары
Такой способ получения знаний хорошо знаком тем, кто проходил дополнительную подготовку к ОГЭ / ЕГЭ. Выглядит это примерно так: преподаватель рассказывает материал по предмету в эфире, а в чате в это время могут общаться все подключившиеся.

Как правило, трансляцию ставят на запись, и позднее те, кто не смог присутствовать, могут посмотреть её.
Online-платформа
При таком способе обучения взаимодействие педагога с учащимся ведётся на базе специального сайта. На нём публикуется информация по теме урока в текстовом или видео формате и задание для закрепления, которое студент может выполнить в любое свободное время. По сути, общение между ментором и подопечным в таком случае сводится к минимуму.
Чат
Занятие ведётся в рамках переписки: учитель высылает материал в текстовом формате, а потом письменно отвечает на все возникшие вопросы. Этот способ подойдёт тем, кто визуально представленную информацию усваивает лучше, чем аудиальную.
Тренажёры и приложения
Специальные обучающие ресурсы с автоматизированной проверкой. Подходят как для старта учёбы, так и для повторения пройденного материала. Что хорошо ‒ с их помощью можно и теорию подучить, и попрактиковаться.
Интерактивные системы для обучения сейчас достаточно популярны, во многих виртуальное пространство организовано так, что напоминает мобильную игру, в которой нужно один за другим проходить уровни и повышать свой рейтинг. В некоторых даже предусмотрено вознаграждение внутренней валютой за выполненные задания. Такой формат позволяет меньше уставать и весело, а главное, с пользой проводить время.
Да, образование посредством переписки по электронной почте тоже имеет место. Происходит это следующим образом: преподаватель отправляет материалы и задания в личные сообщения ученику, тот в свою очередь ответным письмом высылает решение, которое должен предоставить в рамках установленного дедлайна.
Этот формат сродни обучению в чате, только переписка происходит один на один с ментором, без посторонних.
Кому подойдёт дистанционное обучение
Мы уже вскользь затронули эту тему, но расскажем подробнее.
В первую очередь, ДО ‒ это выход для тех, кто по каким-то причинам не может обучаться очно: постоянные разъезды, невозможность приехать и обучаться на базе университета, финансовые проблемы ‒ причина не имеет значения.
Важно понимать, что для удалённого формата нужно иметь хороший уровень мотивации и самодисциплины. Во время очных встреч с преподавателем он всё-таки контролирует, как учащиеся усваивают материал, в условиях «дистанта» это бремя ложится на самого студента.

Для тех, кто ценит самостоятельность и умеет организовывать своё время, ДО станет отличным выбором.
Как правильно выбрать учреждение для дистанционного обучения
Как и в случае с очным образованием, выбор организации для удалённого формата следует осуществлять по следующим критериям:
- Рейтинг ‒ один из базовых показателей. Посмотрите, в какие топы входит организация, на каких позициях находится.
- Прочитайте отзывы не только на официальной странице, но и на разных форумах. Ищите развёрнутые комментарии с описанием учебного процесса и впечатлениями от него, опыт других людей часто помогает сделать правильный выбор. Но не стоит делать этот критерий основным при принятии решения, впечатление всегда индивидуально.
- Посмотрите преподавательский состав, если он опубликован. Возможно, вы увидите авторитетных людей в области изучаемого направления.
- Также важно изучить программы обучения и их содержание. Актуальны ли предлагаемые знания? Достаточный ли багаж опыта вы получите?
- Гибкость учебного процесса. Насколько предлагаемая программа отвечает вашему запросу и подходит под ежедневное расписание.
- Запишитесь на консультацию и предварительно составьте список интересующих вопросов, часто на сайтах указана не вся информация, которой может обладать специалист. Если есть возможность, целесообразно посетить день открытых дверей.
- Узнайте, какое техническое оснащение рекомендуется именно для вашего направления, если вы уже сделали выбор.
Подведём итог:
- Дистанционное обучение востребовано на всех уровнях образования;
- Удалённый формат обучения делает образование более доступным для тех, кто не может или не хочет обучаться классическим способом;
- При выборе учебного заведения необходимо обратить внимание на рейтинг, отзывы, наличие подходящей программы и на то, как выстроен учебный процесс;
- Нужно учитывать особенности дистанционного обучения и быть к ним готовым.
Часто задаваемые вопросы
Насколько эффективно дистанционное обучение?
Статистика показывает, что удалёнка считается хорошей альтернативой классическому образованию. Опрос, проведённый в 2024 году показал, что 45% россиян отдают предпочтение дистанционному обучению, 39% ‒ за смешанную форму и только 16% на стороне классического образования.
Степень эффективности зависит и от самого студента. Чем больше и плодотворней заниматься, тем более явный будет результат.
Как поддерживать мотивацию и самодисциплину?
В этом вопросе важную роль играет целеполагание. Пропишите этапы своего развития ‒ последовательность шагов на пути к конечной точке. Визуализация поможет чётко понять, сколько предстоит работы, и в дальнейшем отследить свой прогресс ‒ это всегда поднимает мотивацию.
Чтобы сохранять дисциплину, разработайте систему приоритетов, определите, что первостепенно, а что вторично.
Какое оборудование необходимо?
Оборудование можно выбрать по двум критериям:
- Тип устройства: стационарный компьютер (ПК, моноблок) или мобильное устройство (ноутбук, планшет)
Здесь выбор нужно делать, опираясь на личные предпочтения. Компьютер подойдёт для тех, кто привык работать на одном месте, ноутбук ‒ для любителей менять локацию.
- Учитывайте характеристики устройства и системные требования программ, в которых предстоит работать.

Например, для 3D-моделирования нужно мощное устройство с хорошими характеристиками. В первую очередь обращайте внимание на процессор, видеокарту и объём оперативной памяти.
Как проходит итоговая аттестация?
Дистанционное обучение подразумевает, что учащийся получает образование полностью удалённо, поэтому и защита итоговой работы происходит аналогичным способом. В отдельных случаях учебные заведения предоставляют возможность защититься очно, но это по желанию. Как правило, всю информацию по защите можно найти на сайте.
Какие документы выдают по окончании учёбы?
Это зависит от формы обучения и типа образовательного учреждения.
- После окончания учёбы в колледже или техникуме выпускник получает диплом государственного образца, если у учебного заведения есть гос. аккредитация, если нет ‒ диплом установленного образца;
- По окончании программы высшего образования студент получит диплом о высшем образовании. Аккредитованный вуз выдаст диплом гос. образца, неаккредитованный ‒ установленного образца;
- После прохождения курсов дополнительного образования высылают электронный сертификат или диплом, подтверждающий повышение квалификации или переподготовку.
Диплом об образовании можно забрать лично или дождаться отправки по почте, сертификат обычно высылают электронным письмом.
Можно ли получить практические навыки на дистанционном обучении?
ДО предоставляет хорошую теоретическую базу, возможность осуществлять практику ‒ прерогатива очного образования.
По некоторым направлениям дистанционное обучение не осуществляется в силу того, что практика ‒ необходимый этап в освоении программы. Невозможно, например, взрастить компетентного врача в условиях, не предполагающих её. Работа на базе лечебных учреждений в этой ситуации обязательна.
В остальных случаях практику можно организовать самостоятельно. Узнайте про стажировки от компаний-партнёров или поищите чаты, в которых публикуются вакансии других организаций.