
Итоговое собеседование в 9 классе: подготовка и проведение
О чем речь? Итоговое собеседование после 9 класса по русскому языку – важный этап в жизни школьника. Этот экзамен предназначен для проверки навыков устной речи и способности воспринимать и анализировать тексты на слух. Его результаты определяют, получит ли ученик допуск к государственной итоговой аттестации.
Зачем нужно? Итоговое собеседование – отличный способ оценить уровень владения русским языком, проверить правильность произношения, умение строить предложения и ясно выражать мысли. Это, в свою очередь, способствует развитию грамотной речи и повышению культуры общения.
- Сроки и формат проведения итогового собеседования
- Структура собеседования по русскому языку в 9 классе
- Критерии оценивания
- Часто задаваемые вопросы об итоговом собеседовании
-
Скачайте бесплатно гайд «Как выбрать колледж, если вы не знаете, кем хотите быть?» Бесплатно от EduNetwork
Сроки и формат проведения итогового собеседования
Все выпускники проходят устное итоговое собеседование в 9 классе во вторую среду февраля. Также школьники могут сдать экзамен в дополнительные даты весной. На каждого ученика отводится около 15 минут. В роли экзаменатора будет педагог, который не преподает школьнику.

Итоговое собеседование в 9 классе по русскому языку состоит из нескольких заданий. Ученики заранее готовятся к нему. Поэтому не должно возникнуть сложностей.
Структура собеседования по русскому языку в 9 классе
Порядок экзамена определен Рособрнадзором и Министерством просвещения. В плановую дату проведения итогового собеседования в 9 классе школьники учатся по расписанию. Их вызывают по одному на экзамен. После сдачи ученик возвращается на уроки, где находятся только те школьники, которые уже прошли итоговое собеседование.
Регламентом определено время 15 минут на каждого школьника. Многие выпускники справляются быстрее.




В аудитории во время итогового собеседования по русскому языку в 9 классе присутствуют следующие лица: экзаменатор, эксперт и школьник. Первым может быть любой педагог по этому предмету. Эксперт выступает в роли стороннего наблюдателя. Его задача ― оценка работы. Школа занимается проведением собеседования своими силами.
Школьнику выдается текст, с которым он должен ознакомиться, черновик и задание-монолог. Ученик приносит с собой гелевую ручку с черной пастой. Собеседование записывается на диктофон. Школьника информируют об этом.
Итоговое собеседование ОГЭ в 9 классе имеет следующую структуру:
- Чтение вслух.
- Пересказ текста с цитатой.
- Монолог.
- Диалог.
В первой части экзамена школьник должен прочитать вслух текст, состоящий из 160–200 слов. Материалы итогового собеседования посвящены известным лицам настоящего и прошлого (ученые, изобретатели, космонавты, писатели, спортсмены и др.). У школьника есть возможность подготовиться к чтению. На это выделяется 2 минуты.
Экзаменатор оценивает интонацию, скорость и правильное прочтение слов. Первая должна соответствовать знакам препинания: понижение ― завершению предложения, а повышение ― вопросительному или восклицательному знаку. Ученик должен делать паузу при наличии запятых в тексте. Экзаменатор оценивает также темп чтения. Не нужно читать слишком быстро или медленно. Темп должен соответствовать коммуникативной задаче. На оценку влияет наличие или отсутствие искажений слов. При подготовке к чтению ученику нужно обратить внимание на:
- имена собственные, которые встречаются в тексте;
- сложные слова;
- названия городов, деревень и прочих населенных пунктов;
- терминологию;
- слова, в которых стоят ударения;
- числительные.
Школьнику нужно вычленить и запомнить основные идеи текста. Это пригодится во время подготовки к выполнению второй части экзамена.
Главные слова в предложении
Это значимые, передающие основную мысль:
- главные члены предложения;
- основные термины, явления, объекты или действия;
- даты и числа;
- имена собственные;
- понятия.
Максимальное количество баллов за первое задание ― 3 балла.
Пересказ
Школьник должен изложить ранее прочитанный материал близко к тексту. На подготовку ко второй части экзамена выделяется также 2 минуты.

Оценивание второй части итогового собеседования в 9 классе основано на следующих критериях:
- Подробное изложение. От ученика не требуется пересказ слово в слово, но он должен озвучить все мысли и термины, которые присутствуют в тексте. Иными словами, изложение должно включать все микротемы. Их количество часто совпадает с числом абзацев в материале. Обычно в итоговом собеседовании в 9 классе текст состоит из 4.
- Цитирование. Ученик получает дополнительную информацию на карточке. Он должен добавить в пересказ эту фразу, характеризуя героя повествования. Экзаменатор обращает внимание на логичность изложения.
Он оценивает:
- наличие всех микротем в пересказе;
- достоверность информации;
- уместность и логичность цитирования;
- наличие или отсутствие ошибок в высказываниях.
У школьника будет время на чтение материала в первой и второй части экзамена в течение 2 минут. Далее экзаменатор заберет текст. Ученик может пользоваться записями, сделанными им в поле для заметок.
При наличии дат в материале можно использовать обобщения. Например: «В 1980-х годах», «в конце XIX века». Это поможет не исказить факты из-за волнения или невнимательности.
Пересказ с включением цитаты считается самым сложным заданием в экзамене. При подготовке к итоговому собеседованию в 9 классе ему нужно уделить много времени. Прекрасно, если ученик много читает, смотрит познавательные фильмы, посещает театры и пересказывает родственникам и друзьям изложенное и увиденное.
Максимальное количество баллов за второе задание ― 3 балла.
Монолог
Ученик получает карточку, в которой содержатся 3 темы для единоличного высказывания. Он может выбрать любую:
- Описание картинки.
- Повествование на основании собственного опыта.
- Рассуждение на тему.
Ученик составляет монологическую речь, основываясь на вопросы в карточке. Он может выбрать описание, повествование или рассуждение, исходя из собственных предпочтений и умений. Школьник готовится в течение 1 минуты.
Фразы считаются по числу грамматических основ. Монолог представляет собой логически связанный текст. У него обязательно должна быть заключительная мысль. Ученику важно подвести итог в конце монолога.
Обратите внимание на подсказки, которые имеются в задании. Под картинкой будет указано: «Не забудьте рассказать…» и приведен краткий план. Ориентируясь на него, ученик сможет логично выстроить монолог.
Максимальное количество баллов за третье задание ― 3 балла.
В итоговом собеседовании в 9 классе есть следующие критерии оценивания монолога:
- Выполнение коммуникативной задачи. Ученик получит 2 балла, если в монологическом высказывании будет не менее 10 предложений.
- Наличие или отсутствие логических ошибок. Ученик получит 1 балл при последовательном изложении.
Диалог
После монолога в экзамене переходят к четвертому заданию. Время на подготовку не выделяется. Экзаменатор задает ученику вопросы по теме, которую он выбрал в монологе.
Рекомендации:
- Отвечайте развернуто, а не кратко. Оптимально ― 2–4 предложения.
- Не бойтесь ошибиться. Задача ученика ― высказать свое мнение.
- Учитывайте, что точку зрения нужно аргументировать. Например, поделиться жизненным опытом.
Держитесь уверенно и спокойно. Улыбайтесь. Жестикулируйте. Следите за правильностью построения предложений и ударениями в словах. Речь должна быть громкой, внятной и спокойной. Не выдерживайте слишком большие паузы между предложениями.
Максимальное количество баллов за задание ― 3 балла.
Критерии оценивания
Анализом ответов на итоговом собеседовании в 9 классе занимается эксперт-педагог по русскому языку. На экзамене он наблюдает, но не задает вопросы. Присутствие эксперта в аудитории на экзамене не является обязательным. Он оценит ответы ученика по аудиозаписи в течение 5 дней.
Помимо анализа выполнения задания, эксперт выставляет дополнительные баллы за грамотность ответов школьника. Выпускник может заработать 12 баллов за задания и 8 дополнительных. Максимальное число баллов ― 20.

Критерии оценивания итогового собеседования в 9 классе:
- Ошибки в произношении слов и постановке ударения.
- Нарушение лексических норм – например, «экскаватор» вместо «эскалатор».
- Ошибки грамматического плана – неправильное управление, например, «поступил на экономический колледж».
- Широкий словарный запас, использование разных синтаксических конструкций.
- Соблюдение фактологической точности – наличие или отсутствие ошибок в датах, цифрах, именах, понятиях и т. д.
Ученик по итогам экзамена получает зачет или незачет. Итоговое собеседование считается пройденным, если школьник набрал не менее 10 баллов из 20. Результаты сообщаются через 5 календарных дней после даты экзамена. Учитывайте, что итоговое собеседование в 9 классе записывается.
Советы для подготовки к итоговому собеседованию
Рекомендация № 1. Ознакомьтесь с регламентом
На сайте Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) содержится детальная характеристика каждой части собеседования. Изучив спецификацию, ученик будет понимать, как экзаменатор оценивает его ответы.
Рекомендация № 2. Подготовка к экзамену и повторение ключевых тем
Ученику понадобятся следующие знания:
- склонение числительных по падежам;
- различие описания, повествования и рассуждения;
- способы цитирования и как его включать в текст;
- определение грамматической основы предложения;
- основные моменты пересказа текста;
- структура монологического высказывания.
Рекомендация № 3. Практика
Пробное итоговое собеседование в 9 классе поможет оценить уровень навыков ученика. Есть демоверсии экзамена за текущий год и предыдущий. В интернете можно скачать типовые варианты итогового собеседования в 9 классе в 2025 году.
Учитывайте следующие моменты, готовясь к экзамену:
- выполняйте каждое задание по очереди;
- прорабатывайте те части экзамена, которые вам даются сложнее всего;
- практикуйтесь: можно проиграть в домашних условиях экзамен с привлечением собеседника.
Рекомендация № 4. Много читайте
Не возникнет сложностей с прохождением экзамена у тех школьников, которые поглощают книги, умеют грамотно и аргументировано высказывать свою точку зрения, имеют широкий кругозор.
Чтение поможет обогатить лексикон и наполнить речь выразительными оборотами. Одни из ключевых критериев оценивания первого задания ― интонация и темп речи. Читайте вслух, готовясь к экзамену.
Часто задаваемые вопросы об итоговом собеседовании
Что будет, если ученик не сдаст экзамен?
Если школьник получит «не зачет» в феврале, то он сможет пройти итоговое собеседование в 9 классе весной (вторая рабочая среда марта или третий понедельник апреля). Если он провалит экзамен и в эти даты, то может быть не одобрен на ОГЭ.
Допустима ли неформальная лексика?
За использование сленга («супер», «краш», «фоткать» и т. д.) могут быть сняты баллы.
Оказывают ли влияние на результаты тестирования дефекты речи?
Нет. Дефекты речи не влияют на количество баллов. Экзамен необходим для развития навыков школьников: чтение, пересказ, монолог и диалог. Педагоги лояльно относятся к таким ученикам и понимают, что им сложнее справиться с экзаменом.
Можно ли узнать основные темы итогового собеседования в 9 классе?
Познакомиться с перечнем типовых тем можно на сайте Федерального института педагогических измерений (ФИПИ). Здесь есть демоварианты, указаны основные критерии оценивания и спецификация экзамена в текущем году.
Итоговое собеседование в 9 классе – это достаточно простой экзамен для школьников, которые будут много времени уделять подготовке и совершенствованию своих знаний и навыков.
Изображение в шапке статьи: Monkey Business Images / shutterstock